Не буду продолжать мучить, приведу фрагмент статьи:
Жесткая шерсть, характерная для шнауцеров и некоторых терьеров, это придуманный термин, обозначающий не столько структуру шерсти, сколько характеризующий фазы её жизненного цикла. На ощупь эта самая жесткая шерсть, как ни странно, не такая уж и жесткая – например, у овчарок с грубой шерстью чисто на ощупь шерстинки гораздо более жесткие, они более толстые и упругие. Но дело не в тактильных ощущениях, нет. Настоящая жесткая шерсть характерна тем, что, пройдя установленные три фазы роста волоса, она не выпадает сама естественным путём.
Немного теории – как в природе сменяются времена года, так и волосы проходят определенные этапы своей жизни. По окончанию жизненного цикла волосы выпадают естественным путем (линька у животных). Различают три фазы роста волос: период активного роста, покоя (очень замедленного роста) и стагнации (смерти) волоса. У жесткошерстных пород в результате закреплённых отбором мутаций волос, проходя фазу покоя, не умирает и не выпадает естественным путём. Соответственно, не наступает и перехода к первой фазе – фазе роста нового волоса. Невыпавший волос остаётся в периоде стагнации.
На картинке показано 3 собачьих волоса (это вибриссы, наиболее толстые и упругие волосы у собак, на их примере очень хорошо видна разница между грубой и жесткой шерстью): 1-ый принадлежал овчарке, выпал естественным путём, 2-ой и 3-ий – разного возраста вибриссы цвергшнауцера, искусственно выдернутые. Корни волос находятся слева, возле цифр.
У овчарки волос толстый, упругий, у кончика утоншается, а у корня особенно толстый. Сам корень обесцвечен (хотя волос черный) – это волос перешёл в последнюю фазу, и сам выпал.
У шнауцера волосы чуть тоньше, упругие посередине, но у корней волосы истончаются и становятся мягкими. На границе толстой и тонкой части волоса виднеется обесцвеченный участок. Волос шнауцера прошёл естественную фазу роста и покоя, перешёл в фазу стагнации, но не может выпасть самостоятельно. Продолжает наблюдаться некоторый рост волоса, но он теперь тонкий, мягкий.
Третий вибрисс шнауцера давно уже «умер, но не выпал» (примерно года полтора назад), у него очень длинная тонкая и мягкая часть, а упругая часть (когда волос находился в первых двух фазах) начинается где-то с букв «р» на подписи.
Так жесткая шерсть умирает, но не выпадает сама.Тримминг – это процедура, выполняемая человеком, по сути является искусственно вызываемой линькой. При тримминге мы выдергиваем руками мёртвые волосы, и из волосяных луковиц собаки начинают расти новая шерсть – плотная, упругая, блестящая. При своевременном тримминге собака не испытывает боли – потому что её шерстинки уже впали в фазу стагнации («созрели», говорят шнауцеристы) и легко выпадают при небольшом усилии. Выдёргивать созревшую шерсть не больно! Приученные к триммингу, уверенные в себе собаки иногда даже засыпают на тримминговочном столе, и злятся, когда их будят, чтобы перевернуть на другой бок для ощипывания.
Что же происходит, если вместо тримминга мы состригаем шерсть? Волосяная луковица по-прежнему занята мертвым волосом, он продолжает расти, как третий, самый нижний выбрисс с картинки – но этот волос тонкий, мягкий, тусклый и растёт медленно. Остевой волос становится неотличим от мягкого подшерстка, и собака «забивается ватой» - становится мягкой, пухлявой, шерсть быстро намокает, сваливается в колтуны, продувается ветром. Собака обречена вместо плотной «рубашки» а затем «куртки» естественного волосяного покрова бегать в «шерстяной сеточке» и мерзнуть.
Почему после бритья бывает тяжело оттримминговать собаку? Потому что источенные корни волос сложнее захватить, и они зачастую ломаются, а не вырываются из кожи, и волосяная луковица остается по-прежнему занятая корнем старого волоса. А больно тримминговать ранее бритую шерсть потому, что ость становится практически невозможно отделить от подшерстка, а подшерсток-то у собаки крепко держится, его вырывать больно.