ЧЕГО НЕ ДЕЛАЮТ ДОМИНАНТНЫЕ СОБАКИ
Просто диву даёшься, откуда высосали все эти «факты» поклонники теорий доминирования. Большинство из них абсолютно не соответствует действительности. Итак, доминантные собаки:
НЕ СТАРАЮТСЯ СПАТЬ С НАМИ В ПОСТЕЛИ,
НЕ КЛЯНЧАТ ДОЛГО И УПОРНО КУСКИ У СТОЛА,
НЕ ВСЕГДА ЕДЯТ ПЕРВЫМИ
НЕ ДОМОГАЮТСЯ ВНИМАНИЯ И ЛАСКИ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ-это домена щенков и субмиссивных особей,
НЕ СТРЕМЯТСЯ ЛЕЖАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО НА ВОЗВЫШЕНИИ,
НЕ ВЫГОНЯЮТ ПОДЧИНЁННЫХ С НАГРЕТОГО МЕСТЕЧКА,
И вообще: НЕ ТЕРРОРИЗИРУЮТ ПОДЧИНЁННЫХ И НЕ ЗАТЕВАЮТ ПОСТОЯННО СКАНДАЛОВ.
Последний тезис особенно важен. В стае действительно имеются доминантные и субмиссивные собаки, но значение доминирования сильно преувеличивалось .Как преувеличивалось значение силового подавления. Даже в случае явного доминантного положения собака не притесняет более слабых сотоварищей без необходимости. В нашей стае Фрэнк был явным и бесспорным лидером, Марк, находящийся на одной из низших ступеней, Фрэнку безоговорочно подчинялся и даже в случае нападения редко осмеливался огрызаться ему в ответ. И вот, представьте ситуацию:
Марк разлёгся на проходе из кухни в комнату, причём перегородил конечностями проход практически полностью и дрыхнет без задних ног.
Фрэнку нужно пройти в комнату, он доходит до разлёгшегося Марка и …останавливается. Стоило ему рыкнуть, и Марк, подобострастно улыбаясь, убрался бы из прохода-но Фрэнк вместо этого нерешительно топчется, заглядывает в комнату и просительно пищит. Согласно собачьим законам вежливости, беспокоить спящего считается верхом неприличия. И вожак не решается перешагнуть Марковы конечности, вместо этого жалуется и просит помощи у меня. Пришлось идти в коридор, брать Фрэнка за ошейник и переводить через лежащего подчинённого (который, кстати, не протестовал, лишь приподнял на секунду голову). Причем, переступая через Марка, Фрэнк рычит-одновременно раздражённо и виновато. Дескать, я -что, я ничего, мне хозяйка велела идти, и вообще-чего разлёгся в проходе… Сравните, как ведёт себя человек, выгоняющий собаку с дивана.
Подобных ситуаций было много, эта просто наиболее показательна. Или иная, когда подчинённому казалось, что его права нарушены и он, протестующе вопя, кидался на Фрэнка. Вместо того, чтоб согласно теории доминирования, жестоко отлупить «протестанта», Фрэнк уступал с оправдывающимся тоном рычания и выставленной вперёд лапой-типичным жестом примирения. То есть доминантный пёс не подчиняет остальных членов стаи постоянным унижением и жестоким битьём. Вообще у нас кроме Марка (которого Фрэнк недолюбливал) никто из собак не получал от вожака серьёзных затрещин, скорее символические подзатыльники-и то изредка. Но слушались его прекрасно, и не только мои собаки, но и собаки друзей. «Дина, брось косточку!»-кричит хозяйка, но наглая самоедская шпица Дина и ухом не ведёт, грызёт себе вонючий мосол, неторопливо перемещаясь на безопасное расстояние при попытках забрать помойный трофей. И тут хозяйку осеняет: -Дина, брось косточку, Фрэнк идёт! И Дина, воровато оглядываясь, бросает кость и покорно подходит к Наде.
Всё это подтверждает мысль, что по-настоящему доминантные собаки вовсе не являются непременно драчливыми, агрессивными, неуживчивыми. Даже если вам в самом деле «повезло» иметь сильно доминантную собаку, это не значит, что вы с ней будете сражаться за место на диване, добиваться послушания репрессивными методами и постоянно выяснять вопрос «кто-кого». Непослушание и агрессия далеко не всегда связаны с доминированием.
К примеру, о тех же САО, среди которых немало по-настоящему доминантных собак. Обратите внимание, что при отаре такие собаки, нередко экстремально агрессивные, прекрасно уживаются с людьми, включая маленьких детей. Собак, проявляющих агрессию на хозяина или домочадцев, чабаны просто отстреливали. И НИКАК при этом не воспитывали. Не давили, не прессовали, просто жили с ними бок по боку во взаимном уважении. Не в этом ли проблема, что заводя этих собак в городе, люди начинают их воспитывать (давить) по привычным инструкциям кинологов. Только это не та собака, которая при ударе по щеке подставит другую. Как сказал один владелец -азиат бы просто тупо дал вам по голове. Да, именно по голове. При конфронтации эти собаки целятся в область лица и шеи, как поступают собаки в драках за доминантную позицию. Собаки, кусающиеся от страха или из протеста, обычно кусают за то, чем их бьют-за руку, за ногу, за палку.
ЧТО ПУТАЮТ С ДОМИНИРОВАНИЕМ
Выше я говорила, что много людей слышав звон, да не зная где он, принимали за доминантность совершенно иные аспекты поведения собаки. Например, совершенно непонятно почему, проявлениями доминантности считались проявления НЕЗРЕЛОСТИ-стремление спать возле хозяина, вымогание ласки, игры или корма.Кстати, приглашение к игре и просьба ласки называются поведением АКТИВНОЙ ПОДЧИНЁННОСТИ-подчинения, полной противоположности доминированию. Вовсе не правда, что игру и ласку всегда начинает доминантная собака. Начинает тот, у кого есть на то настроение. Активную подчинённость-жесты подчинения без признаков страха, показывает и субмиссивная особь, зовущая играть доминантную, и доминантная-стараясь ободрить подчинённую.
Классическим примером неправильного понимания является поведение протеста. Как упоминалось, в стае каждое животное, включая тех, что стоят на самом низу иерархической лесницы, имеет свои права. В случае нарушения прав, хоть бы и доминантной особью, собака протестует. Протест выражается агрессией-чисто ритуальной (рычание, оскал) или даже открытой. Чем больше нарушены права собаки и чем меньше разница в рангах между «протестантом» и «нарушителем», тем бурнее протест. Протестующий возмущённо орёт, скалит зубы и даже кусает нарушителя своих прав. Причём нарушитель, несмотря на доминантное положение, принимает протест, показывая жесты примирения, из-за чего создаётся впечатление, что собаки поменялись рангами. Не поменялись, просто в стае, где царят правильные взаимоотношения, никто просто так не сгонит более слабого с постели и не заберёт косточку или игрушку. Даже вожак. Это у нас считается в порядке вещей унизить собаку, грубо выгнав с дивана или отобрав кость. А за попытку протеста, хоть бы и слабый намёк, избить за «доминантные замашки». Опять же, по правилам теоретиков дрессировки, это нужно „давить». Притом, это — естественное поведение нормальной собаки в нормальной стае-проявление недовольства и защита своих прав.
Я тоже в своё время наворочала ошибок, наслушавшись «опытных кинологов». Фрэнк попался не из тех, что подставляют вторую щёку. К тому же ворчун страшный, приказы обсуждает, матерится в ответ. Я ему слово-он мее два, я ему пендель-он мне зубы кажет. По правилам -как бы надо давить. А как? Я с весом 52 кг против жёсткого рабочего ротвака с 54 килограммами тренерованного тела? И это собака из тех, которых легче убить, чем сломать. И всё же я попробовала. Характер стал портиться, чем дальше, тем хуже. Думаю: что же я делаю? Зачем мне воевать с собственной собакой? Ну ворчит, и что? Ведь при этом слушается! Ну ругается, если приказ не нравится-но ведь выполняет же его! Конечно будет возмущаться-если выгоняют с нагретого дивана, который он первым занял. Ведь и я- точно такая же. Буду ворчать и возмущаться, если мне что-то не нравится и на давление отвечу сопротивлением, на насилие-насилием.
Попробовала добром. Стало намного лучше. Во -первых, когда я его унижала, наказывая за поведение протеста, мужик беспокоился за своё общественное положение: как его, вожака, будут остальные члены стаи слушаться?! Во-вторых, высказав недовольство, поворчав, кобель выпустил пар, избавился от стресса. В -третьих, оказалось что добром можно достигнуть большего, чем насилием и с меньшими затратами нервов для себя и собаки. Вместо того, чтоб орать на собаку и гнать с дивана, можно было попросить слезть и за выполнение команды щедро наградить-что, жалко вам печенья? В итоге пришли к ситуации, когда достаточно было негромко сказать «Фрэнк» и указать глазами-»с дивана», как Фрэнк спокойно слазил с дивана.
А ЧТО ДОМИНИРОВАНИЕ?
Доминирование -это борьба за более высокий социальный статус и его удержание между особями одного биологического вида. Уже только из этого станет ясно, что собаки исключительно редко пытаются доминировать над людьми: мы просто принадлежим К РАЗНЫМ БИОЛОГИЧЕСКИМ ВИДАМ и нам нечего делить. Очень распростанено мнение, что собаки рассматривают нас как представителя своего вида. Дескать, берём их в семью очень маленькими, вскоре они забывают мать и однопомётников и начинают считать себя тоже людьми. Нечто типа инпринтинга у уток: утята, увидев перед собой сначала курицу, не утку, начинают воспринимать как родительницу именно курицу.
Но собака намного умнее утки. Да, бывает что щенок, взятый от матери слишком рано, до периода социализации и выращеный без контакта с другими собаками, действительно воспринимает человека как представителя своего вида, собак совершенно игнорирует и даже в качестве полового партнёра пытается выбрать человека. Но это скорее исключение, чем правило. Большинство собак имеет понятие о том, что МЫ это не ОНИ. Да, оии пытаются с нами коммуниковать так, как с собаками, но просто потому, что иначе не умеют. Это человек может научиться как-то копировать позы и звуки собак, собаки нас копировать не могут. Они живут вместе с нами, понимают нас (многие понимают хозяев лучше, чем хозяева их), относятся к нам часто как к себе подобным, но большинство психически зрелых собак знают, что мы-другие. Что касается психически незрелых собак, относящихся к хозяевам как к своим родителям, то те не станут добиваться доминантности именно потому, что незрелы.
Стая волков (и собак) стабильна, если условия жизни хорошие. Если всем хватает еды, воды, места на сон, ласки и уважения. В этих условиях все животные, независимо от социального статуса, сыты и спокойны, никто их не бъёт и не притесняет. У них нет причин бороться за повышение своего статуса, поскольку лишь в условиях недостатка ресурсов более высокий социальный статус несёт ощутимые выгоды. Проще говоря, если собака не голодает, если она любима, её не обижают, не отодвигают на задворки жизни, не притесняют постоянно непонятными ограничениями, у ней НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ОТСТАИВАТЬ СВОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС. А вот задёргиванием, унижением и насилием мы КАК РАЗ провоцируем доминантную по характеру собаку на борьбу за повышение своего статуса.
ДОМИНАНТНАЯ СОБАКА
Как выяснилось, БОРОТЬСЯ ЗА ВЫСШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И ЕГО УДЕРЖАНИЕ могут собаки относительно зрелые психически. Не просто взрослые, а именно зрелые психически. Потому что гнусная маленькая собачонка, злобно кусающая владельца при попытке расчесать колтуны, ведёт себя не как доминантный зрелый пёс, а как безобразно разбалованный ребёнок, которому всё прощалось и который пинается, визжит и кусается при попытке закапать в нос лекарство от соплей. Кокер, трясясь от злости, вцепляется в щёку ротвейлера не потому что проявляет доминрнтность над ним. Проявляет ревность на базе незрелости, не желая подпустить его к «мамочке», которую хочет иметь только для себя.
Собака, склонная к доминированию, прежде всего зрелая. Она самодостаточна, независима, поэтому (иногда с раннего детства) предпочитает самостоятельные прогулки и не любит спать в обнимку с хозяином. Она предпочитает ласкаться сама, не любит ласк и панибратства от чужих людей, особенно если ей их навязывают. Даже от хозяина принимает ласку в меру, проявляя недовольство при слишком бурных и неуместных ласках. Это вовсе не значит, что она угрюма и нелюдима, просто она ненавязчива. Как все взрослые-отлично чувствует настроение людей и поступает адекватно. Если нужно-поласкается, если нужно-оставит в покое. Именно поэтому доминантная собака и является доминантной: она умеет чувствовать настроение других и пользоваться этим-заметит слабость и «надавит». Или почувствует твёрдость и, если может, обойдёт. Доминантные животные умеют владеть собой, например скрывать страх. Если собака панически боится наказания или лечебных процедур и под., о её доминантности появляются сомнения.
Уверенность в себе и крепкая психика-главный признак доминантной собаки, и как следствие-её уравновешенность и адекватное поведение в самых разных ситуациях. Она готова в случае необходиьости идти на открытый конфликт и довести его до победы, но не торопится кинуться в любую склоку. Как правило не провоцирует конфликт, но если ей конфликт навязывают-не уступает. В драках такие животные очень чётко дифференцируют степень агрессии. Или только попугать ослушника, вываляв в снегу; или остановить драку членов стаи, буквально придавив более агрессивного из драчунов -или выйти на смертный бой против противника, угрожающего стае. Никаких преувеличений: Фрэнк при серьёзных схватках с чужаками старался именно убить соперника. Притом кокера, не пришедшего на мой зов и продолжающего шариться в помойке, Фрэнк просто хватал за загривок и валял по снегу, не оставив ни единой царапины.
Поведение собаки, склонной к доминированию, наглядно видно прежде всего в отношениях с иными собаками, и проявляется оно не в повышенной драчливости, а в том,какой авторитет пёс имеет между остальными. В её способе знакомства с собаками: она приближается к чужой собаке уверенно, по прямой, не растягивая церемонию сближения и сводя ритуалы до минимума. По-настоящему доминантная собака редко дерётся, поскольку каким-то шестым чувством остальные собаки чувствуют её моральный перевес и обычно уступают без боя, а она, уверенная в себе, даёт возможность противнику отступить с честью.
Пусть у вас не создаётся впечатление, что доминантная собака-суровый индивид -индивидуалист. У таких животных как раз развито чувство ответственности за стаю-семью. Заботиться и охранять-вот главная роль доминантных волков в стае. Они не прочь проявить нежность и поиграть-правда таких собак в самом деле привлекают скорее силовые игры-с перетягиванием, трёпкой и рыком.»Отбиралки» и «разрывалки». Субмиссивные собаки больше любят «догонялки» и «недавалки»