Спасибо за отзывы о фото
Знали бы вы, сколько идет в корзину... Примерно 4/5 снимков.
Продолжу про Воттоваару.
Листки желаний, как и другие обряды - это конечно современные выдумки. На Киваче к дереву ленточки привязывают, на Воттоваару ходят пообщаться с небесными силами. Всякий надеется на лучшее и разные обряды культивируются в т.ч. экскурсоводами. Как монетку в фонтанчик бросить, чтоб вернуться. Или камешек на память взять.
Т.к. Воттоваара - место весьма культовое, то и списки желаний выглядят серьезно. Люди желают новые машины, квартиры и т.д. Была бумажка даже на бланке организации
Мы взяли, почитали и положили назад. Пусть духи их вынимают и исполняют
-------------------------
часть 2
Наутро на дороге показалась Рыжая Лайка. Она прибежала со стороны брошенных такси, независимо пробежала мимо спутников и остановилась около меня....
Обнюхала карманы (в них обычно лежат вкусняшки для моего миттеля) и по деловому потрусила дальше, в сторону Гимол, до которых примерно 25км.
В ходе нашей искпедиции мы видели разных собак, в том числе и с виду брошенных на трассе. Но среди них Рыжая Лайка подтверждала стандарт свой породы — полная независимость и лояльность к людям. Наверно ей стало скучно сидеть и ждать таксистов и она решила сходить домой в Гимолы.
Наскоро позавтракав, доехали до жертвенника, оставили маишны и начали подъем по тропе.
Здесь лес был красив: сосны, белый мох и вереск. Немного пройдя по тропе обнаружили еще один жертвенный камень, формой напоминавший какого-то зверя. Решив, что грифоны не характерны для саамского эпоса, нарекли его койра-киви (собака-камень), в честь Рыжей Лайки.
Подъем оказался затяжным. Перепад высоты от дороги до выхода на плато составляет около 170 метров, и некоторые метры почти вертикальны. На полпути подъема, позади за спиной, начали открываться виды на плоскую заболоченную равнину между Гимолами и Суккозером. Но, еще чуть выше мы начали влезать в низную облачность, которая закрывала макушку Горы.
Стало темнее и влажно, склон стал более вертикальным. Но, заниматься скалолазаньем не пришлось, практически вся скала прикрыты слоем земли и плотной растительностью.
Наконец склон стал более пологим и мы неожиданно вышли на Воттоваару. Камни на камнях (т.н. сейды) виднелись и тут и там. Растительность возрождалась после недавнего пожара и местность с обугленными выкрученными ветром соснами смотрелась мрачно. Не даром Воттовару впечатлительные туристы называют Смерть-гора, хотя настоящая Смерть-гора находится рядом.
Если описать виденное фактически, то в общем ничего сверхестественного там не наблюдается. Элементы: расколотые на блоки скалы с ходами между ними, камни стоящие на подставках, гладкие скалы, обугленные деревья и закрученные сосны можно наблюдать под Выборгом. Но, не в таком объеме, не все сразу и не в такой климатической зоне. Здесь это выглядит почти как тундра, камни рассыпаны сколько хватает взору, они совершенно необычных цветов, например как тающий прошлогодний лед и форм. Все это вместе производит сильное впечатление. Кто-то начинает тут чувствовать ход небесных сил, кто-то пишет занимательные «to do» списки для духов гор, кто-то просто воет от распирающих чувств.
На Карте Пути им.тов.Covex-а были отмечены местные достопримечательности, которые мы и поспешили осмотреть.
Укко, тот творец верховный,
Старец Укко, бог небесный,
Отделил от неба воду,
Разделил он воду с сушей;
(Калевала)
Окаменевшая голова Укко зависла над скальным обрывом, окаймляющим обширную низменность с Купальнями в центре. Когда наша искпедиция дошла туда, оказалось, что тут мы не одни, большая и пестрая группа людей возглавляемая самим Симоняном тоже бродила по окрестностям.
Забавно получилось с высшей точкой южной Карелии. В счисляемой по ГПС точке оказался большой валун, стоящий по здешним традициям на остром конце, и полное отсутствие тригопункта. Показалось, что соседняя вершина, метрах в двухста, гораздо выше. сходил туда — оттуда эта вершина с камнем казалась более высокой. Решил доверится не-глонасс навигации и вернулся к камню. Подошедшие спутники пояснили, что трига сгорела в пожаре, сплаившем всю макушку. И действительно, между кучками камней в углублениях виднелись какие-то огрызки бревен.
Все эти брожения происходили в плотном тумане, временами начинал образовываться дождь и оседал на камнях и ветках. Хотя до ближайшей базовой станции опсоса было около 20км и почти прямая видимость — сигнал не проходил. Зато фотографии получались замечательные, без резких теней и с отличной перпективой.
Решили сходить на Лестницу, до которой было 1300м. Путь лежал через низину, на дней которой весело зеленело болото. Его обходили стороной, сделав небольшой крюк по лесу.
Лестница конечно выглядит очень загадочно, как трибуны саамского Колизея, вот только подходящего камня для Скалы Совета поблизости не оказалось.
Как и у многих «артефактов», здесь на Лестнице лежат россыпи монеток с Георгием Победоносцем и Змием, щедро данные в жертву местным богам.
Обратно на вершину Воттоваары и в лагерь пошли напрямик через болото. Вот оно, пожалуй, более примечательно, чем половина здешних кумиров. Выглядит как широкий луг, плавно понижающийся с довольно большой высоты. Казалось бы вода здесь должна стекать вниз, однако даже в его верхней точке это типичное болото. Мох по колено, карликовая стелящаяся береза, маленькие сосенки.
Болото резко заканчивается подъемом и здесь находятся настоящие райские кущи для грибников: раскидистые сосны, березки, елки. Белый мох и вереск. Абсолютное отсутствие летающе-жалящих и конкурентов с корзинками. Но грибов нет из-за засушливого лета.
Спуск вниз оказался не легче подъема, т.к. запросто можно было сверзнуться на скользких камнях и корнях. Но, несмотря на физические трудности, наш путь на Воттаваару можно считать наиболее простым и интересным. Если не считать глубоких луж на песчаной дороге и разваленного мостика — сюда можно доехать на любой машине, в чем мы потом и убедились, увидев Вектру и Октавию.
Быстро перекусив, мы поехали на настоящую Смерь-гору, которая находится совсем рядом с Воттоваарой...
Смерть-гора находится в паре километров восточнее Воттоваары и получила это название в связи с гибелью 1й партизанской бригады летом 1942 года. Партизаны (а вернее диверсанты) выходили в глубокий рейд в тыл финнам и наносили местным гарнизонам большой урон. Но один из таких рейдов окончился неудачно, финны нанесли бригаде тяжелое поражение. Основной бой развернулся как раз в окрестностях Воттоваары.
События подробно описаны в книге Д.Я.Гусарова «За чертой милосердия». В интерете пока есть только фрагмент книги http://lib.ru/PRIKL/GUSAROW/zachertoj.txt и фотокопии документов из архива http://petrcbs.karelia.ru/Gusarov/arkhiv.phtml http://petrcbs.karelia.ru/Gusarov/partizan.phtml
От грунтовки, идущей по берегу р.Тяжа, на каменную осыпь поднимается настоящая лестница, сложенная из каменных плит. Наверху — простая пирамидка с надписью:
Памяти павших, мужеству живых
Тех, что сражались с фашизмом
В составе 1 партизанской бригады
За чертой милосердия
от комсомольцев Суккозера. окт 1982
А вокруг вздымаются ввысь крутые, поросшие лесом, склоны высоток, окружающих Воттоваару — свидетели минувших дней.
Развернулись в сторону дома. Волнения доставлял Сторож Горы — гнилой разваливающийся мостик через реку Тяжу. Но тов.Covex, надышавшись воздухом Горы, форсировал его на скорости, сходу. Аж бревна разлетелись в разные стороны и их пришлось укладывать заново.
Далее в сторону цивилизации дорога затруднений не представляла, кроме луж, узостей, неровности и крутых поворотов. О по плану нам надо было до сумерек достигнуть окрестностей Гирваса и встать там на стоянку. В Гимолах опять немного покрутились по лабиринту между домами, но обратную дорогу было найти много легче. И выкатились на грейдер в сторону Поросозера. В Поросозере повернули на восток, в сторону старой мурманской трассы, и распугивая встречных, понеслись в сторону Юстозера.
Еще дома, рассчитывая маршрут, тов.Covex поставил много промежуточных точек, оказавшихся очень кстати: незаметные повороты с карьерного грейдера на Воттоваару были обозначены явно в навигаторе. И точку стоянки он угадал с точность 100м на 500км.
Практически в расчетной точке мы нашли пустую оборудованную стоянку на песчаном берегу Пальеозера.
Тут и был дан торжественный ужин, посвященный взятию Горы и успешному путешествию Туда и Обратно. Благодарая техническим средствам, в быте мы не были ограничены. И, несмотря на желание насладиться дошираком, тов.Jackie кормила нас отличными борщами и солянками, извлекаемыми из недр собственных запасов и необъятного рюкзака тов.Tigrillo
А пока разгорался костер и готовился ужин — большая часть участников увлеклась светопредставлением.
А далее был пиргорой, с джином, ностоянным на карельском можжевельнике и прочими излишестами. В палатки пришлось отползать.
Не слишком раннее утро встретило приятным моросящим дождем, и удалось почти час помедитировать на берегу. И при свете дня оказалось, что мы не одни, берег был сплошь занят стоянками туристов, пПросто повезло, что с края осталось место для нас.
Выехали не слишком рано, переехав шоссе посетили Поор-порог. Впечатление подпортил проливной дождь и говносрач, оставленный раллистами.
Посреди скал Поор-порога растекалось заметное пятно соляры, оставляющее радужную пленку на воде. Тут и там висели и валялись красные пластиковые ленты, оставленные после соревнования. Травянистый спуск к воде был убит колесами джипов. В очередной раз не понимаю, зачем показывать свою механическую удаль на очередном памятнике природы.
Дальше по трассе заехали на Кивач. Контраст был разительный: билетики на въезде, дорожки, ограждения, убивающие вид, толпы туристов, сувенирные лавки и сам водопад 2х5 метров. Благодаря тому, что оптика в камере оказалась залита водой, сделал изумительный кадр. Даже людей фотошопить не пришлось.
Пока коллеги изучали музей, - изучил ассортимент ларьков, торгующих сувенирами. Любопытны разговоры и желания людей получить кусочек Карелии на память. Smile
Затем по перекроенному плану заехали в Кондопогу, подышать запахами ЦБК и посмотреть на Успенскую церковь. Заехали и не пожалел. Она великолепна в мощи старинного дерева, буквально опаленного с южной стороны. Витые, необъятные сосны в нижних венцах, головокружительной высоты шатер и сохранность икон внутри. И запах столетнего дерева...
Ну, а дальше мы долго-долго ехали домой, развлекаясь философскими разговорами по рации и приехали в город глубокой ночью.
.
Отредактировано alexsvar (2011-11-29 13:14:03)