Итак, Саараемаа...
краткая справка из Википедии
************
Са́аремаа (эст. Saaremaa, швед. Ösel, прежнее немецкое название Э́зель[1]) — самый большой остров Эстонии и Моонзундского архипелага. Площадь — 2673 км²[2] Его полуостров Сырвесяар (эст. Sõrvesäär) является северной границей Рижского залива. Четвёртый по величине остров Балтийского моря после островов Зеландия, Фюн и Готланд. В административном отношении входит в состав уезда Сааремаа.
Размер острова с севера на юг около 88 километров, с запада на восток — 90 километров. Сааремаа соединён с соседним островом Муху дамбой через пролив Вяйке-Вяйн, по которой проложена дорога. А между островом Муху (порт в посёлке Куйвасту) и материком (порт в посёлке Виртсу) налажена паромная переправа. Столица острова и уезда — город Курессааре, с населением около 16 тысяч жителей, стоящий в одноимённой бухте на юге острова
Вследствие своего положения в восточной части Балтийского моря Сааремаа находится в умеренной климатической зоне и имеет мягкий морской климат. На острове довольно длинное тёплое лето и мягкая зима; сильные ветры являются причиной частой смены погоды и сильных осадков (>50 мм) преимущественно в осенние и зимние месяцы.
Средняя температура июля и августа составляет 16-20 °C, иногда достигает 25 °C. Февраль, средняя температура которого −4 °C, является самым холодным месяцем на Сааремаа.
В древнескандинавских сагах Сааремаа известен как исл. Eysýsla (Эйсюсла), от исл. еу «остров» и исл. sýsla «округ». Отсюда немецкое и шведское название острова — Эзель (нем. Ösel). Названия эст. Saaremaa и фин. Saarenmaa означают то же самое, буквально — «островная земля». На существование др.-русск. названия-кальки «Остров» указывает упоминание в грамотах титула «бискуп Островский» — «епископ острова Эзель». Еще одно название острова - остров Русел встречается в середине XVII века в записках голландца Николааса Витсена "Путешествие в Московию".
Археологические находки свидетельствуют, что остров был населён как минимум 5000 лет назад. В сагах упоминаются многочисленные стычки между жителями Сааремаа и викингами. Остров был богатейшей землей древней Эстонии и базой эстонских пиратов, называемых иногда восточными викингами.
Независимость закончилась для островитян в 1227 году покорением крестоносцами и образованием на его территории Эзель-Викского епископства. Верховная власть немцев закончилась в 1559 году, когда остров был продан датскому королю. В 1645 году Сааремаа перешёл более чем на полвека во владение Швеции. В 1710 году, во время Северной Войны войска Петра I завоевали Сааремаа и остров был присоединён к царской России
Сааремаа как стратегически важное место был важным местом боевых сражений во время Первой и Второй мировых войн.
Перед присоединением Эстонии к Советскому Союзу Эстония предоставила СССР право на размещение гарнизонов и сооружение военно-морских баз на островах архипелага.
В годы Второй мировой войны столица острова, город Курессааре, была сильно разрушена. Советские войска обороняли острова с 6 сентября по 22 октября 1941 года, после чего вынуждены были их оставить.
В период с 8 августа по 5 сентября 1941 года с островов архипелага советские бомбардировщики совершили первые воздушные налёты на Берлин.
Остров был полностью занят советскими войсками 24 ноября 1944 года в ходе Моонзундской операции.
После выхода Эстонии из состава СССР остров вошел в состав независимой Эстонии.
************
Идея провести пару дней в середине августа на Сааремаа родилась не случайно..
Год был наполнен напряженной работой, хотелось отдыха, но было понятно, что далеко и надолго уехать не получится, все из-за той же работы. Поэтому, было решено искать тихое уединенное место для отдыха в самом центре Европы.
И такое место оказалось совсем под боком – любимый многими жителями северной Европы эстонский остров Сааремаа с его северной природой, тишиной, спокойствием и СПА гостиницами.
Гостиницу выбирала по принципу – чтобы была в окружении достопримечательностей, чтобы была возможность посещать СПА, ну и был приличный сервис и уютные ресторанчики вокруг для «посидеть вечерком».
В итоге, выбор пал на Grand Rose SPA в самом центре столицы острова – города Куресааре. Забронировала, как обычно, через booking.com.
Дорога из Риги обещала быть приятной – все время по побережью: Рига-Пярну-Виртсу-Койвисту-Куресааре. В общей сложности, около 5 часов езды на машине и 340 км.
===================
Отдых !
Круто звучит, правда ?
А как мы его ждали … Последний день тянулся страшно! Надо было отработать понедельник и в путь. На работе все как сговорились, сделай то , сделай это ! А я уже всё ! На отдыхе !
Как отдыхать? Ага, так я им и сказал … Расскажешь — не сбудется.
Еле настал вечер. Начинаешь думать об относительности времени … Ну помните, как Эйнштейн говорил про сковородку и вечер с красавицей Сарой! Или не Сарой... Мне, например, с Сарой было бы не так здорово...
Всё! Отпуск! Надо ехать! Но тут необходимо некое отступление... Надо, чтобы вы прониклись авантюрой поездки в полной мере... Слава богу, от меня не зависел маршрут и ночлег. Это вотчина Оли. Она потомственный «путеводитель», в простонародье Сусанин, иногда Штурман (ну и что, что еврей). Так о чём я? Да! Авантюра !
Наша надёжная боевая подруга, круглопопая, но поджарая XC90, захворала на оба задних колеса. Каюсь, это я её так. Но я не специально. Что-то пошло не так, и при разгоне в повороте что-то громко щелкнуло, Машину тряхануло. Причём, всё в таком объеме, что в голове проскочили прямо CARмагедонские картины рвущегося кардана, ломающихся пружин и вылазящих поршней прям мне в салон. В общем, страх и ужас. Естественно, быстро прижался к обочине и навострил оба звуковых сенсора и один вибро, расположенный сами знаете где. Машинку лихорадило... Пришлось останавливаться. Быстрый осмотр ничего не выявил. Кардан не висит, кусков металла на дороге не валяется... Залез обратно и аккуратно тронулся... Что-то пару раз клацнуло и затихло. Машинка вела себя нормально. Правда, при разгоне, после 80, начиналась вибрация, металлические лязганья и прочие страшные звуки.
В общем, машинка явно не ехала с нами в отпуск. Грустно. Даже появились мысли взять Пыжик. Но … Ну вы сами всё поймете. Сейчас … Уже рассказываю !
Появилась у нас машинка, призванная утолить несколько моих зуделок и хотелок. Во-первых, эта машинка - моя мечта уже долго. Во вторых, она была при смерти и по ней уже скучало место на разборке. А ещё у нее был огромный потенциал! В общем, идеальный кандидат мне в релаксанты и в упражнение для мозгов. Так вот , к поездке эта машинка только успела превратиться из ведра с гайками в само-перемещающийся мусорник. Как она поедет - не понятно. Сколько она ест - не известно. Можно ли в ней просидеть более получаса — тоже загадка. Пол часа я в ней ехал , вроде ничего так.... А как в неё вещи-то уложить... там сзади место для 2-х теннисных ракеток.
Ага, чувствуете интригу !? То-то! Из разряда - «А вам слабо?»
Утро вторника! Мы собираемся ехать!
Из вещей у меня сумка с техникой и максимовский кулёк с майками. У Оли однокрмнатный чемодан со всеми удобствами, сумка, рюкзак, пакет и зонтик ...
Стоим мы такие около машинки и я тихо понимаю, что почти не вижу машину из-за вещей.
Но! Оказалось , машинка, хоть и низенькая, но по ширине как джип . В багажник ногами запихано в лёгкую поместились все вещи, а салон остался свободным . Ну как свободным, мы назад кинули сумки с доками и повесили куртки . Как бы сзади место тоже кончилось …
Завелись... В голове хороводом закружились мысли — сколько жрёт , что делать, если сломается, а если не сможем разогнуться потом … Кстати, насчёт сколько жрёт … Я с собой имел 300 евро на горючку . Ибо, по моим расчётам, зверёк ест не в себя и его расход в лёгкую может перевалить за 20 л/100км. А!? Каково !? Ладно, разогнал мысли поцелуем, поехали на заправку качать колёса. Ибо неправильное давление в колёсах может жрать горючку ! А хочется поэкономить . Ибо я лучше мороженого обожрусь поем, чем спалю лишнего. Не , ну если жгётся в удовольствие, то гори оно вместе с покрышками !
На заправке ждал сюрприз — неправильно показывающий манометр. Он врал-то всего на атмосферу. Ну на 50% Хорошо заметил, что как то покрышки выглядят передутыми. Сходил за своим манометром. Представляете, с собой вожу ! Ага сумашедший !
Короче, выяснилось, что в добавок ко всему одно колесо спускает и нужно за этим как то следить... Долго ли — коротко-ли. Выехали мы в путь далёкий , на остров северный, к самому краю земли !
===================
Выехали мы из Риги в 9-м часу утра с тем, чтобы быть на месте к середине дня. Дорога до Пярну прошла без приключений, глазели в окна, наблюдали за сменой природы.. Эстонцы молодцы, отстроили себе замечательные дороги, не езда, а удовольствие! Про дороги в Латвии рассказывать не буду, ибо стыдно..
После Пярну неожиданно вылетели на участок дороги, проложенный посреди идеально ровной и широкой просеки длиной километра 3. Решили, что, видимо, здесь когда-то была взлетно-посадочная полоса. Инфраструктуры уже совсем не сохранилось, но по ее середине эстонцы проложили идеально прямую и ровную дорогу. Т.к.были на спортивной машине, получили дополнительное удовольствие.
Да, знакомьтесь, наш новый питомец, приобретенный в качестве конструктора и дела для души, Додж Стелс – наша лошадка в этой поездке.
И вот мы в порту городка Виртсу. Паромное сообщение между материком и островом Муху, осуществляет частная компания, в распоряжении которой парочка аккуратненьких небольших на вид паромчиков, которые каждые полчаса снуют туда и обратно.
Система приобретения билетов на паром очень удобная – можно заранее купить билет в интернете, выбрав удобный для себя рейс. Это самый дешевый вариант. Однако, если не успел подъехать на выбранный паром, твой билет действует еще в течение 48 часов, и ты можешь использовать его в порядке живой очереди, заплатив на месте в порту разницу с билетом, приобретаемом в порту. Мы заморачиваться покупкой билета заранее не стали, поэтому, подъехав в порт, купили билет на месте (12,60 евро за машину и двух человек в одну сторону). И вот шлагбаум открылся и мы по отведенной полосе проехали на причал и остановились в ожидании следующего парома.
До парома было еще 20 минут, ветер был очень сильный, в машине сидеть было скучно, поэтому с удовольствием выпили кофе с булочкой в кафе все там же на причале. А дальше были чудеса слаженной работы и продуманности процесса: от момента, как паром причаливает, до момента, когда он отчаливает, проходит 10 минут. За это время из чрева парома на свет выкатываются штук по 40 автомобилей и фур с каждой из двух палуб, и такое же кол-во транспорта загружается вновь. Наблюдать за этим удивительно!
И вот мы, оставив машинку на авто-палубе, поднялись на пассажирскую и уселись за столиком у окошка наблюдать за приближением острова Муху.
(продолжение следует…)